Non-bank leasing in the context of the new NBU program

Non-bank leasing in the context of the new NBU program

Национальный банк Украины подготовил последний из шести секторальных документов, в которых выступает будущим регулятором рынков небанковских финансовых услуг, и описывает их текущее состояние, проблемы и планируемые изменения в регулировании. На…

The National Bank of Ukraine has prepared the last of six sectoral documents, which acts as the future regulator of non-banking financial services markets, and describes their current status, problems and planned changes in regulation. This time the book is dedicated to the non-banking leasing market in Ukraine. It is reported that in order to create favorable conditions for the development of leasing, the National Bank plans to clearly regulate and expand the sources of financing for leasing companies, additionally allowing to attract funds from affiliates and funds on subordinated debt, including from individuals and legal entities that are qualified investors, and by issuing debt securities.

According to official data published in a new NBU document, the main contractors of legal entities - lessors in Ukraine are business entities operating in the field of agriculture, transport, and food industry services. Preferred leasing items are transport, agricultural and industrial equipment. In addition, the NBU argues that over the past few years, the financial leasing market in Ukraine has been growing, taking into account the practice of developed countries, where financial leasing services have long been actively used by the population and business representatives as an alternative to bank lending. It is assumed that the future model of regulating leasing activities will have to create opportunities for further stable development of the leasing market in Ukraine, guarantee the rights of consumers in this market, ensuring their confidence in the market and awareness, similar to countries where such a tool is used by consumers regularly.

In accordance with the text of a published official document, the new regulatory model provides for the following mandatory conditions and opportunities for representatives of such a market:

  1. Mandatory obtaining by legal entities lessors of the status of financial companies.
  2. Creating conditions for simplified market access.
  3. Mandatory availability of a business development plan for obtaining a license.
  4. Ensuring transparency during the provision of services, protecting client rights, impeccable business reputation and quality reporting.
  5. Solvency guarantee of the person who provides leasing services.
  6. A number of new opportunities, including: a clear list of sources of access to financing from third parties, granting permission by financial companies to carry out other activities (for example, the provision of operational leasing services). It is also reported that leasing companies will be able to combine the provision of financial services with the provision of certain types of accompanying services or operations (intermediary insurance of the leased asset; repair and maintenance of property that is the subject of leasing; sale of property that was the subject of leasing and which was addressed collection; transfer of property for rent, consulting services, etc.).

As in the five previous sectoral documents, the NBU pays special attention not only to licensing, but also to the ownership structure, access to financing of lessors, supervision of market behavior, financial monitoring, reporting, and also exit from the market.

Lastly, it is reported that the general rules for the future regulation of the financial services market will be determined in the law "On financial services and activities for the provision of financial services", which will serve as a framework law for all financial services in Ukraine. Special rules on the regulation and supervision of leasing companies will be determined in the future law “On financial companies”, and civil law relations regarding financial leasing will be determined in the Law of Ukraine “On financial leasing”.

 

Comments are closed.

Небанковский лизинг в контексте новой программы НБУ

Небанковский лизинг в контексте новой программы НБУ

Национальный банк Украины подготовил последний из шести секторальных документов, в которых выступает будущим регулятором рынков небанковских финансовых услуг, и описывает их текущее состояние, проблемы и планируемые изменения в регулировании. На…

Национальный банк Украины подготовил последний из шести секторальных документов, в которых выступает будущим регулятором рынков небанковских финансовых услуг, и описывает их текущее состояние, проблемы и планируемые изменения в регулировании. На этот раз Книга посвящена рынку небанковского лизинга в Украине.  Сообщается, что для создания благоприятных условий для развития лизинга Национальный банк планирует четко урегулировать и расширить источники финансирования лизинговых компаний, дополнительно позволив привлекать средства в аффилированных лиц и средства на условиях субординированного долга, в том числе от физических и юридических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, и путем эмиссии долговых ценных бумаг.

Согласно официальным данным, которые опубликованы в новом документе НБУ, главными контрагентами юридических лиц – лизингодателей в Украине являются субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность в сфере сельского хозяйства, транспорта, услуг пищевой промышленности. Предпочтительными предметами лизинга являются транспорт, сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Кроме того, в НБУ утверждают, что последние несколько лет рынок финансового лизинга в Украине испытывает рост, с учетом практики развитых стран, где услуги финансового лизинга давно активно используются населением и представителями бизнеса как альтернатива банковскому кредитованию. Предполагается, что будущая модель регулирования лизинговой деятельности должна будет создать возможности для  дальнейшего стабильного развития рынка лизинга в Украине, гарантировать права потребителей этого рынка, обеспечив их доверие к рынку и осведомлённость, по аналогу со странами где такой инструмент применяется потребителями регулярно.

В соответствии с текстом опубликованного официального документа, новая модель регулирования предусматривает следующие обязательные условия и возможности для представителей такого рынка:

  1. Обязательное получение юридическими лицами-лизингодателями статуса финансовых компаний.
  2. Создание условий упрощенного доступа на рынок.
  3. Обязательное наличие бизнес-плана развития для получения лицензии.
  4. Обеспечение прозрачности во время предоставления услуг, защиты прав клиента, безупречной деловой репутации и качественной отчетности.
  5. Гарантия платежеспособности лица, которое предоставляет услуги лизинга.
  6. Ряд новых возможностей, среди которых: четкий перечень источников доступа финансирования от третьих лиц, предоставление разрешения финансовым компаниями осуществлять другую деятельность (например, предоставление услуг оперативного лизинга). Также сообщается, что лизинговые компании смогут совмещать деятельность по предоставлению финансовых услуг с предоставлением отдельных видов сопроводительных услуг или операций (посредническую деятельность по страхованию предмета лизинга; ремонт и обслуживание имущества, являющегося предметом лизинга; продажа имущества, которое было предметом лизинга и на которое было обращено взыскание; передачи имущества в аренду, консультационные услуги и т.д.).

Как и в пяти прежних секторальных документах, НБУ обращает особое внимание не только на лицензирование, но и на структуру собственности, доступ к финансированию лизингодателей, надзор за поведением на рынке, финансовый мониторинг, отчетность, а также выход из рынка.

На последок сообщается, что общие правила будущего регулирования рынка финансовых услуг будут определяться в законе «О финансовых услугах и деятельность по предоставлению финансовых услуг», который будет служить рамочным законом для всех финансовых услуг в Украине. Специальные нормы по регулированию и надзору за лизинговыми компаниями будут определяться в будущем законе «О финансовых компании», а гражданско-правовые отношение касательно финансового лизинга – в Законе Украины «О финансовом лизинге».

 

Comments are closed.